В чем суть Agile с точки зрения здравого смысла и пользы для бизнеса? Давайте без применения специальных терминов разберёмся, что такое Agile, зачем он нужен, из чего состоит и какими инструментами добивается ключевых целей.

TinkingWoman
Agile? Что это?

Сегодня слово Agile («аджайл») настолько популярно, что, наверное, нет человека, который бы и не слышал об этом. Но что такое Agile и, главное, зачем он нужен?

Обратимся к Оксфордскому словарю, что бы узнать основное определение этого слова:

  • Able to move quickly and easily.
  • Able to think and understand quickly.

То есть, чтобы соответствовать этому определению, то надо уметь быстро и легко двигаться и быстро соображать. Особенной полезные качества, особенно в бизнесе. Не так ли? Быстро соображать и быстро реагировать — это жизненно необходимые вещи в конкурентной среде. В мире почти не осталось мест, где конкурентов нет. Без способности быстро адаптироваться к изменениям, которую даёт принципы и методы Agile, выживать крайне тяжело.

Теперь давайте разберёмся, что дают эти подходы к управлению. Мы получаем:

  • Фокусирование команды на нуждах и целях клиентов.
  • Упрощение оргструктуры и процессов.
  • Работу короткими циклами.
  • Активное использование обратной связи.
  • Гуманистический подход.

Давайте разберемся по пунктам, почему вышеперечисленное важно и какими средствами в Agile достигаются эти цели.

Фокусирование на нуждах и целях клиентов

CustomerFocus

Все понимают, что успешный бизнес можно построить только на удовлетворении нужд своего клиента лучше, чем это делают конкуренты. Самое важное, что фокусировка на клиенте при Agile появляется не в одной только голове владельца бизнеса (она там и так уже есть), а у всех, кто работает над созданием продукта или сервиса. Каждый участник процесса должен понимать, кто клиент, чего он хочет, какие его проблемы мы решаем своим продуктом, что он любит, чего боится и так далее. Это позволяет создавать более качественные решения. Когда вся команда понимает цели клиента, то даже на самом нижнем уровне начинают выдавать интересные идеи, которые на групповых сессиях проработки продукта оттачиваются разными людьми и дополняют друг друга, превращаясь в отличные. И, конечно, потом они легче реализуются.

Здесь одним из самых главных «инструментов работы» — это непродолжительные по времени, но насыщенные сессии (встречи) всех участников работы или ключевого большинства, где происходит генерация и тестирование различных идей. Эти же встречи служат для выравнивания понимания и фокусировки. В итоге все участники встречи понимают, что они делают, зачем и почему это важно для клиента.

Упрощение оргструктуры и процессов

OptimizationProcesses

Один из основных принципов Agile — это предельная простота. И оргструктура организации, и процессы, по которым работают люди, и правила должны быть максимально простыми. Это позволяет людям сфокусироваться на своей работе, на ценности, которую они создают, а не на соблюдении регламентов и правил. Все договорённости и правила команды, текущие задачи на пару недель, цели, а также стратегические планы легко могут поместиться на 2-3 листах бумаги. На одном листе располагается перечень всего, что команда собирается сделать в ближайшую итерацию. Его делают доступным всем участникам, что избавляет от необходимости всё запоминать. Аналогично и процессами. Место и время проведения всех встреч жестко фиксируются. Все точно знают когда планируется ближайшая итерация и когда будет встреча по улучшению процесса работы.

Работа короткими циклами

ShortCicles

В мире Agile не принято уходить высоко в горы на несколько лет и ваять там что-то до потери пульса. Велика вероятность потратить море сил и времени на то, что никому не нужно или устарело.

Во избежание этого применяется так называемый итеративно-инкрементальный подход:

  • работа ведётся небольшими и фиксированными отрезками времени;
  • в конце каждого отрезка времени создаётся небольшой промежуточный результат. Самое главное, что это уже работоспособный вариант продукта, которым уже можно начать пользоваться.

В начале функционал невелик, но мы уже можем увидеть, как продукт выглядит, насколько удобно им пользоваться, и представить, как развивать его дальше. А, главное, часть клиентов уже могут начать им пользоваться.

Данный подход дополнительно дает возможность внесения изменений на ранних стадиях работы и более точно измерять прогресс. Клиент получает не просто «15% всей работы», что довольно абстрактно, а «15% функционала», который уже работает.

Активное использование обратной связи

feedback

Это важная част для любого процесса, так как позволяет корректировать свою работу, удаляя из создаваемого продукта ошибки и добавляя что-то полезное.
В любой области деятельности человечества, связанной с созданием чего-то нового, вы найдёте подобную работу через эксперимент. Agile предлагает системное использование такого подхода везде: в создании продукта (выпуск на рынок или демонстрация заказчику, проводим испытания и используем обратную связь для его коррекции), в построении процессов (анализируем процессы, чтобы улучшить их) и даже в построении структуры организации и взаимоотношений в команде.

Гуманистический подход

gumanizm

Основная идея в том, что применение Agile — это не цель, а путь. Нельзя «внедрить» Agile и расслабиться. Выбрав этот путь, у вас всегда будет что-то ещё, что можно сделать лучше, какая-то ещё проблема, которую надо решить… Нет идеального процесса или продукта, развитие и конкуренция не останавливаются никогда.
В итоге люди в компании понимают и разделяют ценности и принципы Agile. Менеджменту любые изменения будут проходить гладко и без «пинков» работников, чтобы они начали что-то делать по-другому. Предприятие становиться единым организмом, управление которым будет отнимать меньше сил и приносить больше удовольствия.
Когда люди получают удовольствие от работы, то и результаты выше. Это касается не только специалистов, но и менеджмента.


Рекомендуем к прочтению: